Правительство Саратовской области
Официальный портал
Государственная программа разработана с целью реализации основных положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», Концепции информатизации Саратовской области до 2022 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 декабря 2017 года № 660-П.
Необходимость формирования и реализации государственной программы обусловлена направленностью процесса информатизации на различные сферы человеческой деятельности. Решение такого рода задач требует длительного времени, распределения ресурсов и эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
В настоящее время уровень развития информационных технологий в целом соответствует уровню социально-экономического развития области. Соответствующие показатели достигнуты путем реализации с 2008 года на территории области целевых программ по информатизации, в результате исполнения которых:
подготовлена необходимая нормативная правовая база, регламентирующая порядок предоставления электронных услуг;
организовано внедрение в деятельность органов исполнительной власти области единой системы электронного документооборота (доля электронных документов органов исполнительной власти в общем объеме документооборота составляет 100 процентов);
обеспечено межведомственное электронное взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг, являющееся основой для организации обмена информацией между органами власти области и организациями всех уровней;
организован доступ к информации о деятельности мировых судей области с использованием цифровых каналов передачи данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) (судебные участки мировых судей были оборудованы программными средствами для публикации судебных решений и движении дел в сети Интернет);
в учреждениях общего образования области количество учащихся на один персональный компьютер сократилось с 17 человек в 2010 году до 7,4 человека;
обеспечена работа 35 муниципальных центров дистанционного образования детей-инвалидов;
разработаны и запущены официальные сайты Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, Уполномоченного по правам человека в Саратовской области;
доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения (больницы и поликлиники), подключенных к сети Интернет (без учета фельдшерско-акушерских пунктов) достигло 100 процентов;
реализован переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в электронный вид переведены 95 процентов приоритетных государственных и муниципальных услуг);
Государственная программа «Информационное общество» ориентирована на выполнение мероприятий с 2019 по 2024 годы с целью обеспечения информационной открытости органов государственной власти области, а также развития электронного правительства и повышения эффективности государственного управления.
Для обеспечения комплексности и системности мероприятий, направленных на развитие информационного общества, формирование электронного правительства в Саратовской области, формирования предпосылок для реализации программы цифровой экономики потребуется решение следующих задач:
развитие механизмов предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной и законодательной власти области, государственных органов области за счет использования информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующих защиту личности, бизнеса и государства;
автоматизация приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в целях внедрения риск-ориентированного подхода.
При разработке государственной программы особое внимание было уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременном достижении социально-экономического эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Информатизация Саратовской области является важнейшим фактором формирования эффективной региональной управленческой системы, призванным объединить всех заинтересованных участников процесса регионального социально-экономического развития в целях создания комфортной среды для жизнедеятельности населения области при комплексном повышении уровня его благосостояния.
Ожидаемыми результатами государственной программы являются:
перевод в электронный вид 95 процентов социально значимых государственных услуг, оптимизация электронных форм заявлений услуг;
увеличение числа пользователей Саратовской области, использующих электронный формат взаимодействия с органами власти области;
повышение результативности и эффективности работы судебных участков мировых судей области за счет внедрения ведомственных информационных систем, организации их технического и информационного сопровождения;
приобретение и установка в пунктах проведения экзаменов комплексов по защите каналов связи для обеспечения режима информационной безопасности при передаче данных во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации;
организация дистанционного обучения детей-инвалидов, находящихся на обучении по образовательным программам на дому;
внедрение и сопровождение автоматизированной системы содействия занятости населения;
повышение качества реализации на региональном уровне контрольно-надзорных полномочий, предусмотренных Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности;
обеспечение устойчивости и повышение безопасности функционирования информационной инфраструктуры и сервисов передачи, обработки и хранения данных, в том числе, за счет обеспечения использования отечественных разработок и технологий при передаче, обработке и хранении данных.
В рамках реализации государственной программы Саратовской области «Информационное общество» реализуются региональные проекты национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
В рамках регионального проекта "Цифровое государственное управление" реализуются следующие мероприятия:
- предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием;
- применение платформы идентификации, включая биометрическую идентификацию, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица, а также единое пространство доверия электронной подписи на базе единой системы идентификации и аутентификации с целью получения государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение доступа граждан посредством сети Интернет к информации, созданной органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также получения государственных и муниципальных услуг в модели "одного окна" на базе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", включая доработку интерфейсов сайтов в соответствии с требованиями стандарта визуально-графического оформления;
- внедрение в области Единого окна цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы, в том числе по государственным услугам, функциям, сервисам, с использованием технологии изучения общественного мнения и формирования механизмов обратной связи, либо обеспечения интеграции региональных решений в сфере цифровой обратной связи с единым окном цифровой обратной связи;
- обеспечение развития системы межведомственного электронного взаимодействия на территориях субъектов Российской Федерации;
- внедрение типового автоматизированного рабочего места государственного служащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения;
- обеспечение официального опубликования правовых актов органов власти регионального и муниципального уровней в электронной форме через цифровую платформу "Государственная система правовой информации" и размещения правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
- обеспечение использования СМЭВ и платформы информационного межведомственного взаимодействия обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией;
- обеспечение использования национальной системы управления данными в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления;
- обеспечение применения Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности для региональных и муниципальных видов контроля (надзора) либо иной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, обеспечивающего управление деятельностью сотрудников органов контроля (надзора) с использованием "цифрового инспектора", формирующего задания инспектору в результате анализа рисков, на массивах "больших данных", собранных об объектах проверок, и доступных в человековоспринимаемой форме;
- обеспечение использования Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных, для региональных и муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий либо обеспечение интеграции региональных решений в сфере сбора данных промышленного интернета вещей с Единой государственной платформой сбора данных промышленного интернета вещей;
- обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота, его сервисов в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области;
- обеспечение использования Централизованной системы хранения электронных документов, обеспечивающей долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области.
В рамках регионального проекта "Информационная инфраструктура" реализуются следующие мероприятия:
- оказание содействия подключению к сети Интернет (за счет средств федерального бюджета) социально значимых объектов, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, государственных и муниципальных образовательных организаций, пожарных частей (постов), участковых пунктов полиции, территориальных органов Росгвардии, расположенных на территории области;
- оказание содействия подключению к сети Интернет (за счет средств федерального бюджета) органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, расположенных на территории области.
В рамках регионального проекта "Цифровые технологии" реализуются следующие мероприятия:
- отбор малых предприятий для участия в конкурсных мероприятиях на поддержку проектов по разработке, применению и коммерциализации "сквозных" цифровых технологий;
- обеспечение информационного сопровождения хода реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В рамках регионального проекта "Информационная безопасность" реализуются следующие мероприятия:
- использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными органам исполнительной власти области и органам местного самоуправления муниципальных образований области;
- создание условий для развития образования в области информационной безопасности в интересах реализации задач цифровой экономики;
- регламентирование обмена сведениями о компьютерных инцидентах и угрозах безопасности информации с Региональным центром мониторинга по компьютерным инцидентам.
В рамках регионального проекта "Цифровое государственное управление" реализуются следующие мероприятия:
- внедрение типового автоматизированного рабочего места государственного служащего в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения;
- обеспечение официального опубликования правовых актов органов власти регионального и муниципального уровней в электронной форме через цифровую платформу "Государственная система правовой информации" и размещения правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru);
- обеспечение использования СМЭВ и платформы информационного межведомственного взаимодействия обмена данными, в том числе нормативной справочной информацией;
- обеспечение использования национальной системы управления данными в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления;
- обеспечение применения Типового облачного решения по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности для региональных и муниципальных видов контроля (надзора) либо иной информационной системы управления контрольно-надзорной деятельностью, обеспечивающего управление деятельностью сотрудников органов контроля (надзора) с использованием "цифрового инспектора", формирующего задания инспектору в результате анализа рисков, на массивах "больших данных", собранных об объектах проверок, и доступных в человековоспринимаемой форме;
- обеспечение использования Единой государственной платформы сбора данных промышленного интернета вещей и инструментов анализа объективных данных о наблюдаемых объектах на основе утвержденных ведомственных моделей данных, для региональных и муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий либо обеспечение интеграции региональных решений в сфере сбора данных промышленного интернета вещей с Единой государственной платформой сбора данных промышленного интернета вещей;
- обеспечение использования платформы юридически значимого электронного документооборота, его сервисов в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области;
- обеспечение использования Централизованной системы хранения электронных документов, обеспечивающей долговременное хранение массивов электронных документов в неизменном состоянии в органах государственной власти области, их подведомственных организациях и органах местного самоуправления области.
В рамках регионального проекта "Умный город" реализуются следующие мероприятия для городов области с населением более 100 тыс. человек:
- проведение организационных и методологических мероприятий с целью создания предпосылок для цифровой трансформации;
- создание интеллектуальной модели управления городским хозяйством;
- создание интеллектуальной системы учета коммунальных ресурсов;
- внедрение цифровых технологий в сфере управления многоквартирными домами;
- создание автоматизированной системы контроля за работой специализированной техники;
- внедрение комплексной системы информирования туристов о сервисах и услугах туристической отрасли в области.
Таким образом, итоговым результатом государственной программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Также будут сокращены непродуктивные расходы (например, обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде значительно сэкономит количество часов рабочего времени за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти и организаций, существенное сокращение очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти, расширяются коммуникативные возможности граждан и организаций.