Губернатор Валерий Радаев выступил на заседании актива г.Саратова

09.04.2019
941

9 апреля 2019 г., музей "Россия - моя история"

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня нам с вами предстоит провести серьезный анализ того массива задач, которые стоят перед муниципальной и региональной властью, отвечающей за благополучие саратовцев и развитие областного центра. По большинству направлений область системно работает вместе с городом. Начиная с программ капремонта, расселения аварийного жилья, дольщиков и заканчивая началом реализации национальных проектов. Такой опыт сотрудничества позволяет нам быть объективными в выявлении слабых позиций, недостаточном использовании действующих инструментов. Лично у меня нет цели ставить на вид муниципальной власти те или иные недоработки, а есть стремление дать Саратову, его жителям - новое дыхание. Значит, совместно искать пути решения проблем. Несколько лет назад девизом для столиц субъектов Федерации стала фраза «Город, где хочется жить». Это девиз и нашей совместной работы.

Саратов – фасад нашей области. Он должен быть надежным, ухоженным, привлекательным и в своем роде уникальным. И внешним обликом и содержательным наполнением. Здесь сконцентрированы крупнейшие вузы, медучреждения, предприятия, памятники культуры, индустрия отдыха. Здесь должны находить свое практическое воплощение все современные веяния, чего бы они ни касались – моделей благоустройства, транспортного оснащения или инновационных компаний.

С недавних пор бытует определение «умный город», и сегодня каждый мегаполис стремится внедрять на своей территории самые высокие стандарты, включая комплексную систему безопасности. Нам также к этому надо стремиться, используя все резервы и все возможности. Конкуренция сейчас достаточно жесткая. За инвестиции, турпотоки, рабочие места, право проведения имиджевых мероприятий высокого статуса. И в этом соревновании мы должны руководствоваться главным – сделать всё возможное, чтобы в городе оставалась образованная молодежь, чтобы не вымывались поколения культурной и научно-технической интеллигенции, потому что человеческий ресурс – всегда был и остается нашим главным конкурентным преимуществом. Будем им сильны - значит, многое сможем улучшить. И связь здесь – взаимообусловлена. Развивается город - успешно себя проявляет молодежь, а это, в свою очередь, гарантирует качественное движение вперед.

Здесь же, в Саратове, сконцентрирован и целый пласт проблем, многие из которых десятилетиями не удается преодолеть. О них, прежде всего, и предлагаю говорить, подводя итог конкретными инициативами и решениями.

Коротко коснусь наиболее значимых тем.

И начну с последствий зимних снегопадов. Более 2-х тысяч саратовцев получили травмы из-за гололеда, а также падений льда и снега с крыш. Причем по сравнению с прошлым годом динамика – отрицательная. За зиму обрушена тридцать одна крыша, в большинстве – это многоквартирные дома. Сопутствующие факты - сотни открытых колодцев, в том числе вблизи школ, десятибалльные пробки, поврежденные автомобили, коммунальные аварии, ежедневные сбои в работе трамваев. К сожалению, всё мною перечисленное перевешивает другие статистические данные – о росте инвестиций, доходов населения, положительных демографических показателях. Не просто – перевешивает, но и определяет настроение жителей. Это объясняется тем, что понятие городской среды стало ключевым в восприятии людей, в формировании такого важного параметра, как качество жизни. И для города это пока больной вопрос.

Саратову не хватает денег. Именно такой аргумент выходит на первый план. Для нас он понятен, потому что и область уже много десятилетий находится в аналогичной ситуации. В прошлом году в областной бюджет регион собрал 110 млрд рублей налогов, а в федеральный - 189 миллиардов. Такова система межбюджетных отношений. На сегодня нам не хватает порядка 15 миллиардов, что неминуемо отражается на социально значимых сферах.

Но постоянно сетовать на бюджетную несправедливость мы не можем. Путь – один: искать резервы, принимать грамотные управленческие решения, четко следуя приоритетам, действовать на опережение там, где затронуты интересы людей, их жизнь, здоровье и благополучие.

Расшифрую на конкретных примерах.

После зимнего коллапса была выявлена острая нехватка спецтехники. Резервы предприятий не сделали погоды. Область выделила городу 60 млн рублей на приобретение 30-ти единиц. Кроме того, мною принято решение оказать Саратову финансовую поддержку в размере миллиарда рублей, большая часть средств также пойдет на пополнение парка спецмашин. Однако и этих денег недостаточно.

Поэтому на уровне региональной власти будем находить возможность сбалансировать финансовое обеспечение муниципалитета так, чтобы хватало ресурсов на содержание инициированной администрацией новой системы управления городским хозяйством. Предложенная схема предполагает создание трех бюджетных учреждений, за каждым будет закреплена конкретная территория. Эффективность такого подхода необходимо проверить уже сейчас, на этапе уборки города после зимы, тем более, предложенная система – всесезонная. Важно понять, насколько оправдано расширение управленческого персонала. Достоверность оценки будет полной только благодаря жителям. Поэтому стоит официально объявить о проведении общественного мониторинга, подключив независимых экспертов, СМИ, соцсети, депутатов всех уровней. Только так сможем получить публичную оценку этой системы и убедиться в ее жизнеспособности.

Отмечу еще один момент. Управленческое звено – это важно, но нужно мыслить вперед и думать о специалистах среднего звена. Жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в кадровом обновлении. Причем, не только количественно, но, прежде всего, – качественно. Вопрос подготовки кадров для ЖКХ широко обсуждается на федеральном уровне. Этой темой следует начать серьезно заниматься. Успешные региональные практики – есть. Их изучение – первый этап. Сфера – одна из самых чувствительных для населения и крайне ответственная с точки зрения профессиональной подготовки. Нельзя недооценивать важность этого образовательного сегмента. Тем более, у нас крепкая база для обучения таких специалистов - это целая сеть колледжей. А самое главное – высокая востребованность на рынке труда.

Продолжу тему бюджетной обеспеченности муниципалитета. В Саратове саккумулировано более половины всех инвестиций, здесь же большинство прибыльных крупных и средних предприятий, 70% высококвалифицированных специалистов. Только за последний год в областной центр направлено 60% федерального финансирования. Плюс огромные ресурсы поступят в Саратов по линии нацпроектов. На строительство и реконструкцию 45-ти объектов социально-инженерной инфраструктуры до 2024 года запланировано более 20-ти миллиардов рублей. В текущем году планируется возведение восьми детских садов и школы, на что предусмотрено 1,8 миллиарда рублей. Ежегодно растет поддержка областного центра из регионального бюджета – в прошлом году перечислено почти 9 млрд рублей, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Со своей стороны в 2018 году Саратов перечислил в бюджетную систему Российской Федерации 70% налогов от всех собранных на территории области. И такая пропорция заставляет непрерывно работать над наращиванием налогового потенциала. Поделюсь своим видением.

Необходимо усилить работу по мобилизации таких доходных источников, как взимание долгов по налогам, легализация аренды недвижимости и теневого сектора. Не может устраивать ситуация, когда практически четверть занятых в экономике получают «серую» зарплату.

Считаю, что нужно провести тщательный мониторинг земельно-имущественного комплекса города, чтобы понять, на какую отдачу можно рассчитывать. Каждый объект должен быть учтен, иметь своего собственника, участвовать в экономическом обороте, а самое главное – приносить доходы в бюджет. Росреестр в этих вопросах всегда готов дать информацию по любому объекту недвижимости. Сегодня в Саратове нет ясной картины почти по тысяче земельных участков и полутора тысячам объектов капстроительства. Это огромный незадействованный ресурс. Все перечисленные источники позволят ежегодно приносить в казну сотни миллионов рублей дополнительных доходов.

Не снимается с повестки и необходимость сокращения расходов. И здесь один из механизмов - оптимизация штатной численности работников МСУ. Область, районы несколько лет подряд целенаправленно ведут эту работу и Саратов не должен отставать.

Отдельно хотел бы коснуться инвестклимата. Основными источниками инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий. Все они идут исключительно на модернизацию, но не на создание новых производств.

Не внедряется практика четко регламентированных по времени процедур предоставления земли вновь зашедшим инвесторам. Ситуация, когда на выделение муниципальной площадки под объект развлекательно-досуговой направленности требуется 2 года - вызывает вопросы (речь идет об инвесторе, предложившем установить на набережной колесо обозрения). Более того, крупнейший в городе инвестор - «СНФ Флопам» с прошлого года не может оформить землю под новое производство. Причина в том, что город никак не внесет необходимые изменения в регламент землепользования и застройки с обязательным проведением общественных слушаний.

Показательной стала ситуация с проектом «Самарской инновационной компании» по строительству медицинского центра (мощность 40-45 тысяч посещений в год, 100 рабочих мест). Городской комитет по архитектуре отказал инвестору в градостроительном плане. В итоге компании пришлось в судебном порядке доказывать право получения этого документа. Если так дальше пойдет, то инвесторы от Саратова начнут отворачиваться. Ждать годами разрешительный документ или согласование никто не будет, а город за это время теряет дополнительные доходы.

Сегодня на Инвестпортале региона – всего 4 площадки Саратова. Да и те представляют собой неиспользуемые ветшающие промзоны бывших советских предприятий, которые требуют огромных затрат на реконструкцию и снос.

К сожалению, и другие проекты натыкаются на препоны со стороны муниципалитета. Инвестор строительства гостиницы под международным брендом «Хилтон» за 2 года не сумел найти площадку. Оказалось, администрация не располагает информацией по свободным коммерческим площадям, а муниципальных участков, отвечающих требованиям инвестора, в наличии нет. Не нашли помещения для океанариума, участок под детский парк аттракционов. Значит, инвестиции потеряны, а жители обделены инфраструктурой отдыха.

Очень медленно вносятся изменения в генплан Саратова по созданию особой экономической зоны. И все это на фоне успешных примеров Балакова и Энгельса. Между тем, особая экономическая зона – один из главных инструментов развития регионов с низким уровнем благосостояния. Именно об этом сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Уважаемые участники актива.

Внешний облик и состояние строений городского центра, которым больше ста лет, требуют незамедлительных действий. Иначе во всех смыслах потеряем лицо. Снег нам будет сниться даже в июне. За прошедшую зиму серьезно пострадали три объекта культурного наследия. Причем, разрушенные стены зданий несут реальную угрозу для жизни и здоровья. Уже нет смысла задавать вопрос «что с этим делать». Ситуация тянется с 90-х годов. Должны быть приняты здравые решения. На сегодня в Саратове почти 500 объектов культурного наследия и еще 700 – выявленных. По второй группе экспертиза так и не проведена, что не дает реальной картины общего количества памятников.

Говоря простым языком, это вопиющая безалаберность. За 30 лет - никаких движений. При этом пути решения известны, ничего дополнительно не придумать. При наличии окончательного реестра существует несколько вариантов. Первый - сдача в аренду, второй - поиск собственника, третий – включение в программу капремонта, если речь идет о жилых домах. Нужно двигаться по каждому из направлений, но, чтобы работа была системной, необходима отдельная муниципальная программа. Коллеги, нужно начинать. То же самое касается ситуации с ремонтом балконов. Более 2,5 тысяч таких конструкций фактически в аварийном состоянии и представляют опасность для людей. Этот вопрос также не терпит отлагательств. Объем ремонта – обширный, как и затраты, поэтому действовать следует поступательно. Выявить самые проблемные балконы, инициировать их включение в краткосрочную программу капремонта либо точечно работать с управляющими компаниями и собственниками по выделению средств со спецсчетов на ремонт. И, повторюсь, к таким решениям необходимо приступать незамедлительно.

По капитальному ремонту задачи ясны. Систематический провал краткосрочных программ – тема, к которой мы постоянно обращаемся на совместных профильных совещаниях. Одна из главных причин – крайне низкая заинтересованность подрядчиков из-за условий финансирования, предусмотренных нормативно-правовыми актами. И здесь нужны решения. Одно из них – переход на поэтапную оплату работ, что станет стимулом для подрядных организаций участвовать в конкурсах. Городская власть публично выступила с предложением взять на себя часть функций технического заказчика работ по капремонту, что не противоречит областному законодательству. Если такая мера повысит эффективность реализации программы, она заслуживает обсуждения. Другое дело, что здесь необходим всесторонний анализ, оценка собственных сил и опыта других регионов. Расширяются полномочия, значит - возрастает ответственность вплоть до уголовной. И с последним сталкиваются российские города, применившие подобную схему. В любом случае, поспешных решений здесь быть не должно. Поэтому поручаю минстрою, регоператору совместно с администрацией Саратова сесть за стол переговоров и определить, насколько целесообразна эта идея.

Отдельно анализа требует градостроительная политика. Коснусь нескольких аспектов. Первое – это затягивание сроков принятия объемно-пространственного регламента. Саратов вошел в число трех пилотных городов, где эту модель должны разработать и внедрить. Она станет основой комплексного развития городского пространства и регламентом при взаимодействии власти, граждан, бизнеса, включая застройщиков. Стандарты благоустройства и застройки дадут возможность упорядоченно двигаться по каждому из направлений, регулировать деятельность всех участников процесса, не тратить время на неконструктивные дебаты. Приступить к работе над документом должны были еще в 2017 году. Сегодня – середина 2019-го, а регламента всё нет. При этом широко анонсируются масштабная реконструкция проспекта Кирова, дальнейшее продление набережной, которые предполагают следование регламенту. Целостный документ необходим. Считаю, что минстрой и муниципальная власть в этой части недорабатывают. Нужно самим себе поставить жесткие сроки и строго им следовать.

Также затягиваются сроки по схеме организации дорожного движения. Если исполнитель в лице проектировщиков не выполнил требования в полном объеме, значит, город как заказчик не смог организовать четкое взаимодействие на всех этапах работы над документом. И сегодня мы сталкиваемся с тем, что из-за отсутствия транспортной схемы готовность Саратова к реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» - неполная. Срочно исправляйте ситуацию, дорабатывайте и утверждайте документ.

И еще по транспорту. Сегодня широко проходит информация о начале ремонта Трофимовского моста, намеченного на второе полугодие. Звучат опасения, что в связи с закрытием перехода будет парализовано движение общественного транспорта, перекрыт значительный участок улицы Шехурдина. У нас есть опыт реконструкции куда более масштабного объекта – моста через Волгу, и мы помним, как важно загодя информировать население обо всех действиях власти. Считаю, что по Трофимовскому мосту разъяснительная работа администрацией города проводится недостаточно. Обо всех альтернативных маршрутах, которые будут сформированы, люди должны знать заранее.

Уважаемые коллеги.

Нерешен вопрос с синхронизацией строительства жилых домов и объектов социальной инфраструктуры. Власть не может обязать бизнес строить поликлиники и детские сады в новых микрорайонах. Поэтому главный ресурс – участие в федеральных проектах. За два последних года в поселках «Солнечный-2» и Новосоколовогорский по госпрограммам построены три детских сада, бульвар и автомобильные дороги. В текущем году по федеральному проекту «Жилье» планируется возвести детский сад в микрорайоне «Авиатор».

Чтобы и дальше рассчитывать на федеральную поддержку, администрации областного центра необходимо уже сейчас подготовить портфель проектов по социальной и транспортной инфраструктуре в строящихся микрорайонах. С заявками не затягивайте.

Считаю, что городу надо более эффективно работать с землей. Это касается учета участков, отведения под жилищное строительство, сноса расселенного жилфонда. А в целом, все вопросы упираются в эффективность управленческой системы.

Администрацией все ещё не сформирован перечень земель, подлежащих комплексному развитию, не внесены соответствующие изменения в нормативные акты. В связи с этим, невозможно продуктивно использовать территории, в том числе занятые аварийной застройкой. И это при дефиците свободных земель в черте города.

Сегодня уже подписана заявка на участие области в новой федеральной программе расселения аварийного жилфонда до 2025 года. Опыт исполнения предыдущей программы вскрыл слабые места. В том числе в части сноса расселенного жилья. На текущий момент не снесено почти 300 многоквартирных домов, в совокупности - почти целый микрорайон, занимающий тысячи квадратных метров земли. В том числе в центре города. Не надо объяснять, что, с одной стороны, это немалый финансовый ресурс, а с другой – перманентная опасность для жителей, особенно детей, а также риски возникновения пожаров, в чем мы уже не раз убеждались. И здесь очень важно выстроить приоритеты, действуя на перспективу. Снос – дело затратное. Но продажа освободившейся земли эти затраты с лихвой компенсирует, а уже в ближайшем будущем принесет дивиденды. Поэтому оптимальный путь - поиск и вложение собственных средств при договоренности с застройщиком, победившим в торгах. И только такая последовательность может вывести на результат. Риски здесь – оправданы.

Не могу не коснуться другой очень важной темы – передачи в концессию внутриквартальных сетей. Их износ – запредельный, о чем свидетельствуют регулярные аварии и ремонтные работы, которых только за последний отопсезон было свыше 500. Здесь нужно действовать по принципу – польза коммунальной системе, но не в ущерб потребителю. Сотрудничество города, защищающего интересы своих жителей, и бизнеса, несущего немалые затраты, должно строиться на паритетных началах. Опыт концессии «Водоканала» показал, что есть механизмы, позволяющие избежать перевода в тариф всех расходов на модернизацию сетей. Городу необходимо выйти на конструктивный диалог с компанией «Т Плюс» и выбрать приемлемый вариант, то есть доступность тарифов. Причем такое открытое обсуждение должно пройти с участием специалистов, общественности, депутатов. И сделать это необходимо задолго до вхождения в новый отопительный сезон. От лица региональной власти ответственно заявляю, что мы за компромиссное решение, но интересы жителей – приоритет.

Уважаемые коллеги.

Саратов – наш общий дом, город необыкновенной красоты, особой ауры и больших возможностей. Важно всё это сохранить, а потенциал максимально раскрыть. Мы понимаем, что городское хозяйство – сложнейший сегмент управления. Также осознаём масштаб нерешенных проблем. Но нам с вами выпала ответственность системно их искоренять. Это работа на настоящее и будущее, это благодарный труд, поэтому руки опускать нельзя, как и браться за все сразу, не доводя до конца начатое. Нам помогает спикер Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, реализуя и курируя на территории областного центра проекты строительства школ, инфраструктурных, медицинских, спортивных объектов, жилых домов. И за это ему огромная благодарность! Подвести земляка мы не имеем права, поэтому все проекты Вячеслава Викторовича, которых ждут люди, должны быть в зоне особого внимания. Недопустимы даже малейшие сбои. Это касается и сроков, и качества. То же самое – по нацпроектам. Первый год реализации неизбежно повлек за собой некоторое смещение сроков выхода на практическую реализацию. Причины – объективные, но они не повод для аврала, а возможность доказать свой профессионализм.

Уверен, у муниципальной власти есть решимость, амбиции, необходимые знания. Будем все вместе их использовать на благо жителей.

Спасибо.

Июнь 2019

27

27 Июнь 2019

28

28 Июнь 2019

29

29 Июнь 2019

30

30 Июнь 2019

31

31 Июнь 2019

1 2

2 Июнь 2019

3

3 Июнь 2019

4

4 Июнь 2019

5

5 Июнь 2019

6

6 Июнь 2019

7

7 Июнь 2019

8 9
10

10 Июнь 2019

11

11 Июнь 2019

12

12 Июнь 2019

13

13 Июнь 2019

14 15

15 Июнь 2019

16
17

17 Июнь 2019

18

18 Июнь 2019

19

19 Июнь 2019

20

20 Июнь 2019

21

21 Июнь 2019

22

22 Июнь 2019

23

23 Июнь 2019

24

24 Июнь 2019

25

25 Июнь 2019

26

26 Июнь 2019

27

27 Июнь 2019

28

28 Июнь 2019

29

29 Июнь 2019

30

30 Июнь 2019